В грядущем релизе дистрибутива Ubuntu Linux — 11.04 «Natty Narwhal» — в качестве графического пользовательского окружения по умолчанию будет использоваться Unity, основанное на GNOME и созданное в Canonical.
Окружение Unity уже используется по умолчанию в последней версии редакции Ubuntu для нетбуков — Ubuntu Netbook Edition 10.10 «Maverick Meerkat». Сообщается, что пользователи и OEM-поставщики уже успели насладиться данным окружением, обладающим поддержкой тачскринов и хвастающим «хорошо интегрированным дизайном». Кроме того, сейчас ведутся работы по портированию Unity с оконного менеджера Mutter на Compiz, что принесло заметное улучшение производительности.
Ubuntu как был, так и остается дистрибутивом с GNOME: «мы включаем [в дистрибутив] стек GNOME, продолжаем использовать приложения GNOME и оптимизируем Ubuntu для GNOME; единственное отличие в том, что Unity — это другая оболочка для GNOME, но мы продолжим поддерживать и последние работы по GNOME Shell».Данный интерфейс, реализованный в версии Ubuntu Netbook Edition, специально оптимизирован для максимального увеличения доступного вертикального пространства на рабочем столе. Таким образом, оболочка Unity станет стандартным пользовательским интерфейсом по умолчанию для всех версий Ubuntu, а произойдет это с выпуском ОС Ubuntu 11.04 для настольных ПК, появление которой ожидается в следующем году.
По словам Марка Шаттлворда, реализация Unity на “больших” настольных системах станет самым значительным изменением за все время существования разрабатываемой при участии Canonical программной платформы Ubuntu. В то же время Шаттлворд признал, что подобный переход является рискованным шагом, и для его осуществления предстоит еще немало работы.
Отметим, что первая реакция в open-source сообществе на будущий переход к использованию в десктопной версии Ubuntu интерфейса Unity была далеко не однозначной, при этом высказывались как положительные, так и отрицательные оценки грядущих перемен. В этой связи хочется заметить, что в основе Unity по аналогии с GNOME Shell лежат те же ключевые компоненты GNOME 3.0, включая оконный менеджер Mutter, библиотеку Clutter и фреймворк Zeitgeist. Поэтому приложения, “заточенные” под GNOME Shell, наверняка будут нормально работать и с Unity.