Компания Nokia обратилась к администрации социальной сети «В контакте» по поводу изъятия у владельцев доменного имени Nokia.vkontakte.ru. На момент предъявления претензии на домен, владельцами группы были ее создатели, не имеющие отношение к компании Nokia. Группа называлась «Клуб владельцев Nokia». В группу входило более 1 млн участников.
В этой истории интересен еще и тот факт, что согласно правилам «В контакте», создатели группы купили домен третьего уровня у администрации социальной сети. Благодаря этому адрес группы имел вид не vkontakte.ru/ID, а имя.vkontakte.ru. Эта услуга платная и обошлась покупателям в сумму порядка $1 тыс.
Сегодня утром стало известно, что администрация социальной сети передала компании Nokia доменное имя Nokia.vkontakte.ru и теперь по этому адресу размещена официальная группа Nokia.
Пока в Сети не утихают споры по поводу этичности действий Nokia и влияния их на взаимоотношения с любителями продукции компании, мы остановимся на проблеме, связанной с доменным именем третьего уровня, в данном случае – в социальной сети «В контакте». Правила относительно делегирования доменов на страницах «В контакте» глубоко спрятаны, нам найти их не удалось. Не исключено, что таких правил вовсе не существует.
Несмотря на то, что пользователи купили у «В контакте» домен третьего уровня, владельцем этого домена является администрация «В контакте». Таким образом, плата за домен третьего уровня, которая в несколько сот раз выше, чем за обычное доменное имя в домене второго уровня, не является гарантией делегирования этого домена владельцам.
С ростом популярности социальных сервисов увеличивается интерес к доменам третьего уровня, расположенным в социальных сетях или блогохостингах. Однако существуют ли четкие правила делегирования таких доменов и права у их владельцев?
Прецедент с историей относительно группы и претензий компании Nokia может стать довольно опасным – это может привести к тому, что любая другая компания захочет получить контроль над доменным именем 3го, 4го или 5го уровня, в котором есть фигурирует ее имя. Гипотетически такие требования могут стать инструментами цензуры.
Решением проблемы в этом случае могут стать четкие правила делегирования доменных имен, расположенных на страницах популярных социальных сервисов, в том числе – оговоренные условия о передаче таких доменов в случае претензий владельцев зарегистрированной торговой марки.
В Украине, начиная с 2005 года, открылось несколько десятков подобных частных зон, начиная с co.ua, biz.ua, и экзотами вроде rk.ua, регистрация доменов третьего уровня в которых по сути тоже является риском для владельца такого домена, т.к. домен не является публичным по существующим правилам домена UA и полностью зависит от владельца одноименной торговой марки, регистрацию которой могут в любой момент оспорить, а значит можно потерять и деньги потраченные на регистрацию такого домена и сайт, вложения в сайт, который там находился.