Речь Дмитрия Медведева на Давосском форуме надо воспринимать сквозь призму реального положения дел в России, пишет иностранная пресса, комментируя первое в истории вступительное слово российского президента. Западные СМИ не вдаются в подробности модернизационного плана из десяти пунктов, которому была посвящена речь Медведева, но подробно цитируют интервью Михаила Ходорковского, опубликованное накануне приезда российского лидера в Давос: налицо противоречия. Опровержение вступительной речи Дмитрия Медведева на экономическом форуме в Давосе пришло из российской тюрьмы, пишет The New York Times (NYT) в статье «Реплики Ходорковского — это вызов президенту Медведеву». «Президент Медведев приехал в Давос за иностранными инвестициями в неблестящую экономику страны и пообещал работать над созданием в России благоприятного инвестиционного климата. Но пока, считает Михаил Ходорковский, получивший дополнительные шесть лет тюрьмы в декабре прошлого года, Медведеву не удалось выполнить свои обещания кардинально перестроить судебную систему и упрочить верховенство закона», — полагает издание. «Я верю в искренность намерений президента Медведева, но призываю не принимать желаемое за действительное», — цитирует NYT слова Ходорковского.
Заочное интервью Ходорковского четырем иностранным изданиям, которое было дано им задолго до выступления Медведева в Давосе, но опубликовано только накануне его речи, — это предостережение, полагает Times. Его дело — главный тест реформ Медведева, резюмирует издание.
Самым удивительным моментом в речи Медведева американское издание считает демонстрацию российским президентом iPad (Медведев назвал его «известным прибором») и признание в любви к социальным сетям, например Twitter.
На расхождение обещаний с реальностью указывает и британская The Telegraph. В Давосе Медведев, «которого проталкивал в Кремль его учитель Владимир Путин, должен был составить благоприятное впечатление об экономике страны — как о выздоравливающей от кризиса и открытой иностранным инвестициям», обозначает задачу российского президента британская газета. Однако слова президента — не единственное, что надо иметь в виду потенциальным инвесторам. «(Уже работающие в стране) инвесторы согласны, что в России можно прекрасно заработать, однако предупреждают, что риски тоже велики: тотальная коррупция, бесконечная бюрократия, избирательное применение закона», — пишет The Telegraph.
Американская The Washington Post называет Дмитрия Медведева «более интеллигентным публичным политиком», противопоставляя его манеры стилю Владимира Путина, который, как отмечает издание, «до сих пор держит в руках реальную власть».
Вместе с президентом в Давос прибыло много ключевых чиновников, отмечает The Wall Street Journal, в том числе «tzar» российской энергетики Игорь Сечин.
Многие издания услышали слова самокритики в выступлении Медведева. «Президент Медведев признал обоснованность некоторых критических замечаний о России», отмечает The Washington Post. Речь Медведева была «самокритичной», пишет швейцарская Berner Zeitung: «Медведев попытался во второй части доказать, что Россия является безопасной страной для инвестиций, однако был настроен самокритично. Он признал, что демократия в стране еще несовершенна, коррупция остается серьезной проблемой и что система правосудия еще недостаточно развита. Но российский президент настроен оптимистично».
Канадское агентство The Canadian Press говорит, что Медведев выглядел «мрачным и спокойным», называет его речь «взвешенной» и отмечает, что российский президент «перечислил причины, по которым иностранные компании должны инвестировать так необходимые России средства в ее экономику, зараженную чумой коррупции и полностью зависимую от цен на нефть, на которой уже неоднократно обожглись многочисленные инвесторы».
Президент России Дмитрий Медведев представил план по привлечению миллиардов долларов частных инвестиций на лыжные курорты в горах Северного Кавказа в рамках более широкой инициативы по борьбе с бедностью в неспокойном регионе, пишет Financial Times (FT), напоминая, что проект решили презентовать сразу после взрыва в Домодедово, в котором погибли 35 человек и в организации которого обвиняют боевиков с Северного Кавказа, где предполагается открывать курорты. Однако тон Кремля стал менее агрессивным, замечает FT.