Детство как особая культурная реальность и пространство развития человека с точки зрения социального статуса отлично тем, что именно на этот период (с рождения до восемнадцати лет) приходится основной этап социализации человека – период закладывания базиса личности, основ человеческой культуры. Направленность и достижения человека социализирующегося связаны с обретением нового качества на каждой стадии освоения культуры. Нами выделены такие стадии и соответствующие им приобретения человека, как стадия онтогенеза (развитие субъекта), персоногенеза (становление личности) и культурогенеза (появление индивидуальности).
Каждая стадия социализации ребенка отличается его новым статусом как во внутреннем плане развития – субъект, личность, индивидуальность, так и во внешнем – адаптивность, интегрированность, индивидуализированность: единство внутреннего и внешнего содержания определяет стратегию развития – сначала жизнетворчество, потом социотворчество, и, наконец, культуротворчество.
В приведенной ниже схеме представлен целостный процесс преобразования жизненных сил ребенка в процессе его социализации.
Схема 1
- Генезис личности ребенка в культурно-исторической парадигме
- онтогенез персоногенез культурогенез
- адаптация интеграция индивидуализация
- жизнетворчество социотворчество культуротворчество
Достижения социализации связаны прежде всего с культурогенезом детства – результатами освоения мира культуры и становления мира ребенка в единстве интериоризации и экстериоризации, опредмечивания и распредмечивания его жизненных сил. В логике описанных выше стадий социализации можно установить следующие содержательные изменения куль-турогенеза детства – адаптация, освоение, усвоение, присвоение, культуротворчество, отличающихся особой социальной ситуацией развития ребенка во взаимодействии со значимым взрослым (взрослым миром) и детским сообществом (детским миром).
Ребенок, овладевая взрослым, овладевает культурой. При этом взрослый выступает как носитель культурных образцов, как посредник, призванный интерпретировать культуру в складывающуюся картину мира ребенка в контексте детского миропонимания.
Следует отметить, что схема развертывания индивидуальной сущности происходит параллельно с приобретением социальной сущности человека: она может быть спроецирована как на отдельный возрастной период развития индивида (например, дошкольный возраст, детство), так и на весь континуум его жизни.
В культурно-исторической парадигме оформился устойчивый подход к изучению механизмов и этапов социального становления человека. Специфика каждого возрастного пе-риода раскрывается через понятия социальной ситуации развития (Л.С. Выготский), ведущего вида деятельности (А.Н. Леонтьев, Д.Б. Эльконин) и общения (М.И. Лисина), психологических новообразований возраста (Л.С. Выготский, Е.Е. Кравцова и др.) литического и критического периодов, центральной психической функции (Л.С. Выготский, Е.Е. Кравцова).
Основные приобретения возраста как психологического феномена могут быть соотнесены с выделенными нами стадиями, направленностью и приобретениями социализирующегося субъекта.
Так, для дошкольного возраста, смена ведущих видов деятельности и общения, обу-словливающих появление основных психологических новообразований и развитие центральной психической функции в социальной ситуации развития ребенка, к концу данного периода позволяют установить произвольность психических процессов, что выражается в таких личностных новообразованиях как особая внутренняя позиция ребенка, развитое вооб-ражение и интеллектуализация аффекта (обобщении переживания). Все это позволяет ребен-ку перенести центр тяжести с собственного мира на мир внешний, который он уже способен расширять посредством своей целенаправленной и продуктивной активности. Как следствие – происходит обогащение внутреннего содержания мира ребенка.
Проекция представленной модели на весь период жизни человека позволяет увидеть, что этап адаптации связан с периодом вхождения в культуру и определенную социальную общность (собственно детство); интеграция свидетельствует о достижении относительной автономии в среде себе равных (взросление); индивидуализация – об особой позиции и соци-альном статусе человека в культуре и обществе (период зрелости).
Движущими силами развертывания сущности человека выступает разрешение противоречий психологического плана – неравновесность образа мира и образа жизни; социальнго плана – обострение противостояния социальной и индивидуальной субъектности (возможности и способности к индивидуально или социально значимому действию); педагогического плана – возможность перехода педагогического воздействия в самовоздействие.
Механизмами смены основных этапов развертывания индивидуальной сущности человека выступает его творческая способность изменять окружающее в большей степени, чем самого себя и рефлексивная способность видеть себя в соотнесенных ситуациях прошлого, настоящего и будущего. В первом случае мы говорим о проблематизации и творчестве, во втором – о диалоге и рефлексии.
На следующей схеме показано как ребенок, овладевая взрослым, перерастает его, и, овладев культурой, сам становится ее творцом в подлинном смысле этого слова.
Схема 2 Стадии культурогенеза
Ситуация адаптации связана с относительной обособленностью ребенка, взрослого, культуры. В первую очередь, это характерно для процесса биологической адаптации ребенка к условиям окружающей среды, что инициирует социальную адаптацию ребенка во взаимо-действии (при посредничестве) со взрослым. Здесь важно учесть два специфических условия: во-первых, ребенок изначально социален (т.е. максимально «зависим», нуждается во взрослом), во-вторых, перманентный процесс социализации в дошкольном возрасте характеризуется определенной социальной незрелостью ребенка (не сформированность устойчивых социальных установок, достаточного объема социального опыта и др.), что осложняет про-цесс его социальной адаптации, не позволяет ребенку быть эффективным во всех проблемных ситуациях. Освоение культуры осуществляется ребенком при посредничестве взрослого. На этом этапе начинает реализовываться принцип событийности, складываются особые детско-взрослые отношения. Усвоение культуры характеризует достигнутый и достигаемый уровень персоногенеза, когда ребенок овладевает взрослым как представителем культуры. Взрослый на этом этапе обеспечивает ребенку развитие на границах актуальной (нижняя граница пересечения мира ребенка и мира культуры) и потенциальной (верхняя граница пересечения мира ребенка и мира культуры) зон развития. Присвоение культуры связано с репродукцией культурных образцов и вообще содержания культуры во всех сферах жизнеосуществления ребенка. Культуротворчество характеризует высший уровень развития ребенка и содержательно связан с функционированием воображения в процессе творческой активности ребенка и созданием субъективно или объективно нового содержания культуры.
Завершенность культурогенеза и его качество напрямую зависят от характера фасилитации взрослыми развития ребенка. Прежде чем рассмотреть вопрос организации педагогического сопровождения следует сделать ряд предварительных пояснений:
-во-первых, детское творчество – процесс открытия ребенком новых смыслов осваи-ваемых культурных ценностей, с одной стороны, может быть креативным (отличаться субъективной новизной), с другой стороны, творческим (отличаться объективной новизной): его результатом будет определенное мотивационно-ценностное отношение ребенка к культуре;
- во-вторых, рассматривая смену этапов как линейную и дискретную траекторию развития ребенка, необходимо отметить, что достижения последних двух – присвоения и культуротворчества – невозможны без специально организованного взаимодействия ребенка и взрослого, чему предшествует педагогическое воздействие в процессе образования;
- в третьих, социализация протекает как стихийный (социальная ситуация развития) или специально организованный (педагогическая ситуация) процесс. Каждый по-своему определяет качество деятельности субъектов социализации, характер их взаимодействия в детско-взрослом сообществе, основные культурные и личностные приобретения человека.
Следовательно миссия образования на современном этапе его развития – организация специальной деятельности по переводу социальной ситуации развития ребенка в педагогическую ситуацию. Подобная деятельность часто определяется как социально-педагогическая, выходящая за пределы базового образовательного пространства. Она связана с интеграцией воспитательных сил общества в целях образования и развития личности ребенка.
Специфика детского социогенеза будет той призмой, через которую преломляются ос-новные подходы и технологии перевода неорганизованных влияний социума в русло педагогического воздействия в рамках единого пространства развития ребенка:
1. В отличие от взрослых, которые изменяют свое поведение чаще, чем установки (т.е. способны к самоуправлению, индивидуально и социально значимому действию), у детей корректируются базовые ценностные ориентации, которые закрепляются на уровне эмоционально-ценностных отношений в процессе вхождения в социум.
2. Взрослые способны оценивать социальные нормы, критически к ним относится; дети усваивают их, как предписанные регуляторы поведения.
3. Социализация детей строится на подчинении взрослым, выполнении определенных правил и требований (без оценочных и рефлексивных процессов по типу “лучше / хуже”, “более / менее”, т.е. однозначно).
4. Социализация взрослых ориентирована на овладение определенными навыками (опера-ционно-техническая сфера), у детей ведущая роль принадлежит мотивации поведения (мотивационно-потребностная сфера).
Выделенная специфика социализации ребенка требует специальной организации деятельности взрослых – комплексного сопровождения социального становления ребенка, в том числе в дошкольных учреждениях, в процессе его воспитания, образования и развития.
Главная роль в этом процессе отводится социально-педагогической деятельности ДОУ по оказанию помощи и поддержки, направленных на благоприятную социализацию ребенка.
Схема 3 Логика развертывания социально-психолого-педагогического сопровождения индивидуального развития субъектов в ДОУ структурная организация социального заказа федеральный национально-региональный дошкольное учреждение
этапы развертывания сущностных сил субъекта адаптация интеграция индивидуализация
виды управления традиционное рефлексивное самоуправление
тип отношений воздействие взаимодействие самовоздействие
Логика развертывания процессов развития в каждом из пространств заключается в смене этапов и уровней развития: адаптация, интеграция, индивидуализация. Выделенные этапы, с одной стороны, фиксируют непрерывность и количественную трансформацию изменений, с другой стороны, определяют уровни, характеризующие качественные изменения того или иного пространства развития дошкольного учреждения.
На этапе адаптации обеспечивается актуализация потенциала развития и саморазвития педагогов, родителей, детей, создаются условия для перевода их с позиции объекта в позицию субъекта собственной жизнедеятельности. Этап интеграции связан с обеспечением развития и саморазвития средствами взаимодействия в системе «педагог-ребенок-родитель» в форме сотворческой продуктивной деятельности и общения. Итогом этого этапа является перевод педагогов, родителей, детей с позиции субъекта в личностный контекст жизнеосуществления. Этап индивидуализации связан с анализом обособленности личности педагога, родителя, ребенка в соответствующем интегрированном сообществе и определением потенциала развития в процессе максимального раскрытия индивидуальной сущности субъектов.
Всестороннее и гармоническое развитие личности ребенка может быть обеспечено комплексным воздействием на все стороны его активности. Комплексное воздействие осно-вано на совокупности взаимосвязанных пространств развития субъектов воспитания внутри дошкольного учреждения. Выделенные пространства являются необходимыми и на сегодняшний день достаточными для большинства ДОУ в целях обеспечения требуемого уровня воспроизводства результатов инновационной деятельности учреждения (см. схема 4).
Схема 4 Система пространств и сопровождения развития ДОУ
Основным достижением функционирования открытой системы будет успешное взаи-модействие с социумом, осваивая который дошкольное образовательное учреждение само становится мощным средством социализации личности.
В современных условиях развития образования меняется его основная парадигма: образование рассматривается как человекообразование, доминирующим принципом в работе педагога выступает принцип человекосообразности – единства природосообразности и культу-росообразности.
В приведенной схеме показаны взаимосвязи основных структур образовательного процесса (структуры личности, содержания образования, социального опыта): в процессе чело-векообразования реализуется принцип культуро- и природосообразности, когда соответствие элементов содержания образования, репрезентирующих структуры опыта человечества и культуры, в целом адекватны общепсихологической структуре личности.
Схема 5 Принцип человекосообразности в образовании
Иллюстрацией модели комплексного медикосоциопсихопедагогического сопровождения развития ребенка в дошкольном образовательном учреждении может послужить система модульной организации деятельности всех служб учреждения, разрабатываемая в МДОУ № 90 г. Барнаула для детей из социально неблагополучных семей.
Организация комплекса служб сопровождения может быть представлена в виде взаи-мосвязанных, составляющих единый комплекс и вместе с тем достаточно самостоятельных структур, оформленных в модули по принципу ведущих форм и факторов развития воспитанников. В каждом из них на основе общих целей выдвигаются специальные задачи, реше-ние которых позволит развить индивидуальные возможности воспитанников и на основе этого оптимизировать учебный и воспитательный процесс в ДОУ. Модуль – поле и сфера ин-тегративной совместной деятельности специалистов ДОУ на основе координации и интегра-ции усилий педагогов. Это создает возможности для системной, комплексной, планомерной и контролируемой работы как в ситуативной, так и перспективной деятельности.
Решение задач комплексного характера должно опираться на межпредметную и меж-деятельностную основу в целях обеспечения всестороннего развития детей, формирования целостной картины мира и реализации всех компонентов общечеловеческой культуры (знаний, умений, навыков, опыта творческой деятельности и эмоционально-ценностного/ оценочного отношения к окружающему ребенка миру).
Взаимодействие модулей на основе эффективной деятельности управленческого блока позволяет оперативно решать педагогические задачи, своевременно корригировать деятель-ность всех взаимодействующих сторон. В системе ДОУ выделены следующие модули:
Управленческий модуль (временный творческий коллектив, научный руководитель, заведующая, методист, специалисты, попечительский совет) решает следующие задачи:
- создание единой основы интеграции, обеспечение стратегических линий развития;
- анализ, планирование, организация, контроль и регулирование деятельности каждого модуля и системы целом;
- определение критериев эффективности, мониторинг деятельности системы.
Деятельность педагогического модуля (воспитатели, узкие специалисты, родители) направлена на:
реализацию содержания образования в рамках стандартов, требований общеобразователь-ных и развивающих программ;
обеспечение условий для всестороннего и безопасного развития детей;
организацию различных видов деятельности и общения в контексте развития индивидуальных жизненных сил ребенка и формирование опыта творческой деятельности и эмоционально-ценностного отношения к окружающему.
Модуль комплексной медикосоциопсихопедагогической диагностики и консультации (психолог, дефектолог, невропатолог, психиатр-психоневролог, логопед) осуществляет:
диагностику состояния здоровья детей, уровня их психосоматического здоровья;
выявление причин и степени задержек и нарушений физического, функционально-психического и личностного развития детей;
определение индивидуальных планов коррекционно-педагогической и развивающей дея-тельности специалистов.
Направления работы медицинского модуля (невропатолог, психиатр, педиатр):
выявление степени соматических, невротических и психопатических расстройств детей;
разработка индивидуализированной лечебной и лечебно-коррекционной программы;
осуществление адекватной помощи детям, консультирование педагогов и родителей.
Психологический модуль (педагог-психолог, психологически подготовленные учите-ля, воспитатели) связан с решением следующих задач:
выявление степени сформированности психических функций;
изучение личностных особенностей, негативно влияющих на психическое здоровье, развитие, поведение и обучаемость детей;
прогнозирование развития и коррекции, соответствующих индивидуальной программе;
психологическое консультирование и тренинг родителей, педагогов;
создание условий для психологической комфортности ребенка
Социально-педагогический модуль (социальный педагог, педагог-психолог) связан с:
профилактикой и преодолением стрессогенных взаимоотношений во внешнем социуме;
предупреждением воздействий на детей лиц, связанных с криминальной субкультурой;
обеспечением возможностей позитивного самоутверждения и самореализации детей;
профилактикой нездоровых интересов и влечений детей;
обеспечением щадящего режима нуждающимся в нем детям;
вовлечением родителей в работу с детьми в свободное время
Коррекционно-педагогический модуль (психолог, логопед, воспитатели) обеспечивает:
раннее выявление трудностей в развитии, зоны неуспешности;
разработку индивидуальных планов развития ребенка и реализация специальных программ по коррекции и оптимизации траекторий развития;
подготовку документации для психолого-педагогического консилиума;
необходимую помощь детям в учебной, игровой, творческой деятельности.
Представленная система деятельности специалистов ДОУ является одним из вариантов сопровождения социализации ребенка в процессе перевода его социальной ситуации развития в педагогическую.