Valve известна своими нечастыми, но громкими релизами. Если не считать проектов, бывших изначально модами, то получится, что корпорация за тринадцать лет своего существования выпустила лишь дилогию
Half-Life (вторую серию мы ждали шесть лет),
Portal да
Left 4 Dead. Неудивительно, что выход сиквела
L4D через год после оригинала вызвал множество вопросов.
Недовольные геймеры кричали: «Новая часть всего лишь через год? Значит, Valve подсунула нам неполноценную игру!» В Steam-сообществе организовалась группа бойкота Left 4 Dead 2, объединившая около сорока тысяч человек. Но стоило Valve пригласить зачинщиков бунта в гости и показать им, насколько сиквел лучше оригинала (а заодно и пообещать дальнейшую поддержку L4D), как ряды бойкотирующих заметно поредели. Впрочем, и в заметно сократившемся составе группа пытается продолжать свой нопасаран, но эта тема уже не для «Страны Игр», а скорее для медицинского журнала. Мы же вернемся к нашим мертвецам.
|
|
|
Достаточно бросить в пропасть гранату с блевотиной Толстяка, как все окружающие зомби градом посыплются туда на свою погибель |
|
Расчетливый Громила может запросто выкинуть выжившего из окна. Мгновенная смерть без права на воскрешение |
Первый Left 4 Dead был одним из лучших кооперативных шутеров с огромной потенциальной продолжительностью – ведь каждое прохождение отличалось от предыдущего. Особенно в Versus-режиме, где четверке героев противостояло четверо управляемых живыми игроками монстров. Все кампании L4D проходились за пяток часов, но переигрывать их можно было десятки и, без шуток, сотни раз, и всегда по-новому. Поэтому говорить что-то о неполноценности первой части было бы, право слово, кощунственно. А во второй взяли да улучшили практически все.
Про Left 4 Dead мы подробно и обстоятельно рассказывали год назад – так что, если у вас есть возможность раскопать прошлый январский номер с обзором, не поленитесь. Если же нет, кратко напомним.
Итак, в США случился зомби-апокалипсис. Начался он в Пенсильвании (где, собственно, и происходили события Left 4 Dead), а затем зараза, превращающая людей в кровожадных монстров, быстро распространилась по всему восточному побережью. Добралась она и до городка Саванна, что в штате Джорджия. Там-то и начинается действие Left 4 Dead 2.
|
|
|
После каждой игры в Scavenge у обеих команд спрашивают, хотят ли они матч-реванш? |
|
Если Ведьма уже на вас напала, остается надеяться, что напарники расправятся с ней вовремя |
Виновный во всех бедах вирус на людей действует по-разному. Герои не подвержены его влиянию, но большинство инфицированных превращаются в зомби. Некоторым «везет» больше – этих мы знаем как особых зараженных, или зомби-боссов. Многие из них настолько сильны, что, успешно атаковав, способны обездвижить человека – и вскорости убить, если друзья не придут на выручку. К их числу относятся уже знакомые Охотник (Hunter), прыгающий на большие расстояния и своим весом прибивающий жертву к земле, и Курильщик (Smoker), использующий длиннющий язык, чтобы подтянуть жертву к себе. Есть и новички с похожими способностями: Громила (Charger) очень живуч и силен, он способен с разбега раскидать выживших, схватить одного из них своей огромной рукой и разбить об землю. Словно для контраста придуманный слабенький Жокей (Jockey) почти незаметен, наносит мизерный урон, но зато подгадить команде может немало: свою жертву он седлает и тянет туда, куда ему угодно.
Не все противники предпочитают прямой контакт с выжившими. Блевотина Толстяка (Boomer) мало того, что ослепляет, так еще и привлекает всю окрестную нечисть – а тошнит паршивца часто, к тому же при гибели он взрывается, забрызгивая окружающих содержимым желудка. В первой части выжившие использовали сравнительно простую тактику, отбиваясь от набежавшей толпы зомби – сидели бок о бок в углу, стреляя во все стороны. Теперь такие тесные группки станут лакомой добычей для Плевальщицы (Spitter) – ее едкая слюна покрывает значительный участок земли и наносит тем больший урон, чем дольше вы стоит в луже.
Особняком стоит Танк (Tank) – сверхмощный и сверхживучий монстр, настоящий босс игры. Он появляется очень редко, но требует внимания всей команды. Наконец, Ведьма (Witch) – единственная из особых зараженных, за кого нельзя играть. Она обычно сидит на месте, плача; и если ее потревожить, с одного удара валит на землю. В Left 4 Dead 2 Ведьмы научились ходить туда-сюда, заставляя выживших еще более тщательно выбирать маршрут.
|
|
|
ВЫЖИВШИЕ: Эллис – веселый, разговорчивый и находчивый механик |
|
ВЫЖИВШИЕ: Тренер – физрук, которого никто уже по имени и не зовет. Добродушный и оптимистичный |
В отличие от идущих вразнобой кампаний первой части в продолжении все уровни связаны между собой и складываются в единую сюжетную линию. Четверка героев в поисках спасения уезжает из заполоненного зомби города Саванна, посещает парк развлечений, пробирается через болота и затопленную деревню и, наконец, прибывает в Новый Орлеан в надежде, что там-то их наконец выручат. По пути беглецы могут передохнуть лишь в хорошо забаррикадированных безопасных комнатах, ожидающих в конце каждого уровня. А в последних главах кампаний обычно нужно продержаться некоторое время против множества врагов в ожидании подмоги. Неудивительно, что больше всего запоминаются именно финалы – и в Left 4 Dead 2 разработчики дали волю фантазии. Вместо томительного ожидания в первой же кампании героям нужно собирать канистры с бензином для заправки автомобиля, на котором им и предстоит удрать. А на последнем уровне всей игры – бежать напролом сквозь бесконечную орду.
Было бы странно, если бы разработчики внесли разнообразие лишь в финалы, не так ли? И умельцы из Valve не поленились развить идею. Сбор канистр был вынесен в отдельный режим (см. врезку), да и прорываться сквозь полчища зомби придется неоднократно. В первой части, если герои, подняв шум, привлекали внимание многочисленных зараженных, они могли просто отсидеться и переждать опасность. В L4D2 есть эпизоды и с конечным числом врагов (ставшие куда сложнее из-за Громил и Плевальщиц), и с бесконечным, когда нужно добежать до определенной точки и выключить привлекающую нечисть сигнализацию. Сложно? Очень.
На помощь приходит еще одно нововведение – оружие ближнего боя, от сковородки и бейсбольной биты до монтировки и катаны. Одного удара достаточно, чтобы убить едва ли не любого противника. Одно «но» – чтобы подобрать дубинку, придется отказаться от пистолетов с бесконечными патронами. Так же дела обстоят и с другими новыми предметами. Вместо аптечки можно взять дефибриллятор, позволяющий оживлять погибших товарищей, или ящик с особыми патронами (разрывными или зажигательными), которые впоследствии можно раздать товарищам. Появилась альтернатива и таблеткам – шприц с адреналином, восстанавливающий меньше здоровья, но заметно ускоряющий действия персонажа. Да и разновидностей стволов стало заметно больше.
|
|
|
Во время бури и так ничего не видно, а если еще и Толстяк заблюет – пиши пропало |
|
Эллис зачастую рассказывает байки про своего приятеля Кита. Эти истории настолько безумные, что невольно задумываешься, не выдумал ли Эллис себе товарища |
За уникальность каждого прохождения отвечает особый AI, именуемый Режиссером. Он раскладывает патроны, оружие и аптечки так, как ему заблагорассудится, а заодно определяет, где и когда появятся враги. Во второй части Режиссер на некоторых картах умеет еще и изменять маршрут для выживших и регулировать погодные условия – вызывать бурю, если точнее. Вообще, кампании стали гораздо разнообразнее и интереснее.
Но полностью Left 4 Dead 2 раскрывается, только когда вместо AI против вашей команды выступает не менее сплоченная четверка игроков. Игра за зараженных, пожалуй, даже более увлекательна, чем за выживших. Ведь к каждому из боссов-зомби нужен свой подход, учитывающий сильные и слабые стороны управляемого монстрика (люди-то по способностям одинаковы). Сплоченной группе выживших зараженные поодиночке практически ничего не могут противопоставить – нужно с умом выбирать время и место для атаки, действовать сообща, разделять вражескую команду и стараться уложить как можно больше людишек – ведь на помощь раненым и лечение у них уходит уйма времени, за которое противники успеют появиться снова.
Как и в случае с первой Left 4 Dead, Valve планирует долгосрочную поддержку игры. Мы надеемся, что в этот раз инструментарий для создания собственных уровней не задержится на полгода, и качественные кампании от энтузиастов не заставят себя ждать. Ведь некоторые творения доморощенных мастеров для первого L4D по качеству не уступали официальным картам от Valve!
|
|
|
«Ведьмы любят сахар», – говорит сценарист Чет Фалижек. Поэтому на сахарном заводе их до неприличия много. Тут вон целых три! |
|
Спасли гнома Чомпски от инопланетных захватчиков? Теперь вырвите его из лап живых мертвецов! |
Поддержка, к слову, подразумевает также и регулярный выпуск патчей. Оказалось, что сразу же после релиза они ой как нужны: вылеты игры были часты, едва ли не регулярны. Но что-то не заладилось: после одного патча у многих тысяч игроков L4D2 начала умирать еще на загрузке, а после следующего и вовсе отказалась запускаться. Впрочем, не исключено, что к тому времени, как вы будете читать эти строки, все уже будет в порядке.
Напоследок можно отметить, что обе части Left 4 Dead хорошо сосуществуют, друг другу не мешая: сервера L4D не пустуют, и многим игрокам оказалась гораздо ближе по духу мрачная атмосфера оригинала, нежели более яркий сиквел. Каждому свое.
Valve выказывала недовольство слишком прожорливыми до времени versus-матчами еще задолго до релиза L4D2. Оно и понятно: на прохождение кампании обычно уходит добрый час – а ведь тут за выживших играют две команды поочередно! Стараясь угодить любителям недолгих сражений, разработчики выпустили для первой Left 4 Dead коротенькую кампанию Crash Course, а во второй придумали уже упомянутый сбор канистр. В режиме Scavenge команда зараженных пытается помешать в этом деле выжившим (особенно преуспевает Плевальщица, чья кислота поджигает бензин). Действие происходит на не слишком больших картах, позаимствованных из кампаний. На каждой карте лежат 16 канистр, содержимое которых нужно залить в генератор. Каждая опустошенная канистра не только повышает счет команды, но и добавляет 20 секунд к таймеру, начинающему отсчет с полутора минут. Вот и выходит, что продолжительность раунда в Scavenge не превышает семи минут, зато по увлекательности и интенсивности действа этот режим не уступит сражениям в Versus.
|
|
|
ВЫЖИВШИЕ: Ник – любитель азартных игр и темных делишек. Циник и одиночка, он не остался бы в компании, если бы в том не было необходимости |
|
ВЫЖИВШИЕ: Рошель – продюсер новостей, снимавшая историю про эвакуационный центр в Саванне, когда из-за инфекции город погрузился в хаос |