IMAGE
Положение горизонта на фотографии может быть очень спорным моментом как с точки зрения формальной композиции, так и субъективно. Если горизонт расположен правильно, то он может являться композиционным элементом или же просто быть незаметным.
Но если горизонт расположен неправильно, он может не по делу оттягивать на себя внимание от главного объекта, разрушая идею фотографа.
Одно из самых распространенных «правил», которые мы чаще всего встречаем, когда речь идет о горизонте – это знаменитое
«горизонт никогда не должен проходить посредине кадра, его положение
должно соответствовать правилу третей». Аминь! С большинством подобных правил такая штука: есть масса случаев, когда на такое правило смело можно наплевать.
Далее следует несколько простых советов, которые помогут вам разобраться с этим сложным вопросом и располагать на снимке горизонт так, чтобы он работал на ваш замысел.
Низкий горизонт Расположение горизонта в нижней части кадра – это отличный способ подчеркнуть выразительное небо. Размещая горизонт ниже в поле кадра, вы заставляете доминировать верхней части сюжета. В идеале, в верхней части картинки должно быть что-то стоящее, к чему вы хотели бы привлечь
внимание зрителя.
Если небо невыразительное, блеклое, пустое, горизонт не следует размещать низко или посередине.
Здесь низко расположенный горизонт позволяет небу доминировать и подчеркивает движение облаков.
Высокий горизонт. В противоположность сказанному выше, размещение горизонта в верхней части кадра позволяет доминировать нижней части изображения, позволяя вам подчеркнуть детали переднего плана и заставляя зрителя посмотреть на небо только после того, как его взгляд пройдет через передний план.
Здесь пустое небо и передний план, наполненный деталями, делает выбор положения для горизонта вполне простым делом.
Как бы то ни было, если вы будете наклонять фотоаппарат вверх или вниз, чтобы скорректировать положение горизонта, обращайте внимание на дисторсию (наклон) вертикальных линий по краям кадра – деревьев, зданий и т.п.
Вы можете заметить, что они падают внутрь кадра или вываливаются наружу, и это может потребовать последующей обработки в фотошопе.
Горизонт по центру кадра. Пожалуй, это самый сложный способ размещения горизонта с точки зрения композиции, потому что очень легко получить кадр, который как бы разваливается на две отдельные части. Если вы собираетесь выбрать этот вариант, то будет правильным убедиться, что горизонт проходит совершенно точно посередине.
Иначе, если он будет чуть выше или чуть ниже центра, это может выглядеть, как будто вы собирались разместить его точно посередине, но слегка промазали при компоновке кадра или ошиблись во время кадрирования.
Размещение горизонта по центру очень хорошо срабатывает, если вы имеете дело с отражениями в кадре. В этом случае изображение будет хорошо сбалансировано.
И еще один момент. Если изображение будет разделено горизонтом на две части, будет мудрым найти в сюжете нечто, что разбивает линию горизонта и направлено от земли к небу, это послужит связующим звеном между верхней и нижней половинками изображения.
Эти два столба, которые пересекают горизонт на снимке, как бы сшивают небо и передний план, так что они не кажутся двумя самостоятельными элементами.
Вообще нет горизонта Когда обдумываете положение горизонта, следует рассмотреть и такой вариант, когда горизонт вообще отсутствует в кадре.
Если небо ничего существенного не добавляет к сюжету перед вами, подумайте о том, чтобы исключить его из поля зрения и сфокусироваться только на деталях самого ландшафта.
Итак, теперь у вас на вооружении несколько соображений, о которых следует вспомнить во время съемки пейзажа перед вами. Они помогут вам определиться с выбором положения горизонта.