IMAGE
Сегодня занятие посвящено в основном свету. Рассказывал об этом Данильченко Александр.

 

ИМХО

   Это страница с полным описанием материала «ЗНФ: Искусственные источники света и немного о цвете». Он входит в рубрику «О фото», раздела «ИМХО».
Здесь ты можешь оставить свой комментарий, проголосовать за материал, посоветовать его другу через спец. форму или просто получить ссылку на материал, для публикации на форумах, блогах и т.д.
   Подробное описание нашего портала РУнет :) здесь → «Наш сайт».   Информация по размещению рекламы, тут → «Биржа рекламы».   Возникли вопросы?!... жми на "Задать вопрос!" (в нижней панельке, справа).

Полное описание заметки

 

ЗНФ: Искусственные источники света и немного о цвете

ЗНФ: Искусственные источники света и немного о цвете 1 ЗНФ: Искусственные источники света и немного о цвете 2 ЗНФ: Искусственные источники света и немного о цвете 3 ЗНФ: Искусственные источники света и немного о цвете 4 ЗНФ: Искусственные источники света и немного о цвете 5
IMAGE
Сегодня занятие посвящено в основном свету. Рассказывал об этом Данильченко Александр.

И так... об искусственных источниках света.

Существует два основных типа искусственных источников света: постоянные и импульсные.

Импульсные источники - это вспышки. Основным их техническим параметром является мощность. Чем мощнее вспышка - тем больше света она способна выдать во время импульса. У разных производителей линейка импульсных моноблоков имеет примерно схожие параметры: есть приборы на 250, 500 и 1000Дж. Не стоит без необходимости покупать вспышку с запасом мощности, так как переключение этой самой мощности в большинстве моделей происходит ступенчато (иногда от 1/1 до 1/16 мощности прибора) что может вызвать определенные неудобства, так как не даст возможности, в небольших помещениях, выставить оптимальную мощность импульса.

Сами лампы к мощным приборам стоят дороже, да еще и прибор имеет цену на порядок выше, а другие преимущества перед менее мощными "братьями" в них не всегда присутствуют. Так, например, для дома вполне хватит 250Дж-500Дж импульсного моноблока. Однако, если в последствии площадь помещения планируется увеличивать или свет берется и для выездных съемок - оптимальным выбором будут приборы 500Дж-1000Дж. Самым распространенным решением являются моноблоки мощностью 500Дж. "Тысячники" же, как правило, берут для выездных съемок и просторных помещений.

"Лишний свет" можно убрать специальными фильтрами (вроде фолиевых нейтрально-серых ND фильтров, по сути напоминающих фильтры для объективов). Нужно не забывать, что всевозможные зонты и софт-боксы тоже "съедают" часть света.

Обычно вспышки (не те что надеваются на фотоаппарат) выполнены в виде моноблока, с одной стороны которого расположена непосредственно лампа вспышки, а в других частях (сзади, сбоку) элементы управления.
Сама лампа вспышки представляет собой трубку с газом, на которую подается импульс целой батареей конденсаторов. Помимо лампы-вспышки, с той же стороны обычно присутствует еще одна лампочка, но уже постоянного света. Это так называемый пилотный свет, который позволяет на глаз оценить работу по выставлению света.

Помимо кнопки включения/выключения и переключателя мощности (ступени переключения по аналогии со ступенями в камере, т.е. свет изменяется в 2 раза), на блоке вспышки может быть еще разъем (похож на гнездо для "миниджека") для кабеля синхронизации. Синхронизация нужна для того, чтобы все используемые осветительные приборы срабатывали в одни момент, в противном случае толку от импульсного света не будет. Синхронизировать приборы можно не обязательно кабелем. Для радиосинхронизации (которая гораздо удобнее, так как избавляет от кучи лишних проводов) на корпусе вспышек имеется соответствующий переключатель, который включает светочувствительный датчик на вспышке.

А что же делать если помимо вашего осветительного оборудования, рядом используется сторонние источники импульсного света, которые заставляют ложно срабатывать ваши вспышки и делают процесс съемки, мягко говоря утомительным мероприятием? В таких случаях можно использовать внешние радиосинхронизаторы, позволяющие настроить ваше оборудование для срабатывания на определенной частоте.

На блоке вспышки, помимо всего перечисленного, могут быть еще переключатели мощности пилотного света и выключатель "пикалки" (звука сигнализирующего о том, что вспышка зарядилась).

О достоинствах и недостатках импульсного света мы поговорим чуть позже, после того как рассмотрим источники постоянного света.

Источники постоянного света - это такие источники, свет которых виден постоянно. К ним относятся: лампы накаливания (галогенные), люминесцентные лампы и светодиодное (LED) освещение.

В чем отличия постоянного света от импульсного? Постоянный свет виден "на глаз". Вы сразу видите как и сколько света попадает на разные участки снимаемого сюжета. Как и какие ложатся тени, где появляются рефлексы. До сих пор именно используя постоянный свет учат его видеть, чувствовать и ставить.

Есть еще одна существенная особенность. Постоянный свет прогревает воздух в помещении, равно как и нагревает объект съемки. В летний жаркий день без кондиционера в тесном помещении моментально получается сауна. С другой стороны в прохладном помещении чувствуется уют, да и люди не моргают из-за перепадов освещенности, как в случае со вспышкой. Некоторых вообще сбивает с настроя хлопок моноблока, или генератора. Тут уже все индивидуально.

В качестве источника постоянного света может выступать даже самая простая лампа накаливания. Но отличие настольной лампы и профессионального осветительного прибора (при одинаковой мощности) огромны. В первую очередь это удобство управления, возможность выставлять необходимую мощность, возможность фокусировки светового потока и иногда даже пыле/влаго защищенность, гарантирующие дополнительную безопасность в обращении с прибором. Кроме того, огромный ассортимент всевозможных насадок и аксессуаров, помогающих воплотить любые творческие фантазии светописца.

Из постоянных источников света, самые доступные - галогенные лампы. Они дают "теплый" свет не только потому, что нагреваются. Цветовая температура таких источников света находится в пределах 2800-3200 Кельвин. Это значит, что по сравнению с импульсным источником света, галогенная лампа "желтит". Потому при съемке на цифру, для достижения нормальной цветопередачи, цифровую камеру необходимо настроить на соответствующий баланс белого. Или выставить его значение при конвертации из RAW.
Помимо доступности, галогенные лампы хороши тем что их ассортимент достаточно широк и каждый для себя без проблем сможет собрать необходимую комплектацию света.

Более "холодный" (наиболее близкий к дневному) свет дают люминесцентные панели. Впрочем иногда они выпускаются в разных версиях. Так у некоторых фирм в ассортименте есть люминесцентные лампы и на 3200К. Приборы основанные на таких лампах, достаточно дороги, впрочем как и сами лампы. Как правило это профессиональное кино осветительное оборудование.
Очень существенный недостаток люминесцентного света в том, что он излучает не весь спетр волн (по сравнению с галогенными и светодиодными лампами), что ведет к частичной потере некоторых цветовых оттенков композиции.

Для возможности оценить качество лампы по этой характеристике, т.е. на предмет полноты излучаемого спектра волн, существует такой показатель как индекс или коэффициент цветопередачи.
Индекс цветопередачи определяется как мера степени отклонения цвета объекта, освещенного источником света, от его цвета при освещении эталонным источником света сопоставимой цветовой температуры.
Если в свете присутствует весь спектр световых волн, то источнику присваивают максимальных коэффициент - 100 CRI. Чем больше количество "выпавших" цветов в свете, тем ниже показатель CRI. Приборы с CRI равным 80 и выше, считаются хорошими.
Примечательно, что индекс цветопередачи и у ламп накаливания, и у неба северного полушария считается равным 100, притом, что ни один из них не является действительно безупречным. Лампы накаливания очень слабы в освещении синих тонов (попробуйте, к примеру, отличить носок темно-синего цвета от носка черного цвета в комнате, освещенной лампами накаливания). В свою очередь, северное небо при 7500 К слабо при освещении красных тонов.
Индекс цветопередачи особенно актуален при рекламной съему, где цвета играют очень важную роль.

Следующая разновидность приборов с постоянным светом - светодиодные.
Светодиодные осветительные приборы обладают всеми достоинствами галогенных ламп, но меньше греются и потребляют значительно меньше электроэнергии. Но в свою очередь, это наиболее дорогой вариант освещения.

Как уже было сказано, постоянные источники дают свет температурой примерно 2800-3200 Кельвин, а импульсный при этом выдает свет более приближенный к солнечному - 5200 К. Это достаточно весомый плюс в пользу использования вспышек. К тому же, при изменении мощности излучения, импульсный свет изменяет свою температуру совсем незначительно, что не скажешь о постоянных источниках света.

Свет как от постоянных источников, так и от импульсных, бывает мягкий и жесткий.
Жесткий свет дает четкие тени (точнее границы теней). Для получения жесткого света, приборы как правило располагают дальше от объекта, тогда площадь источника становится меньше а тени более четкие.
У мягкого же света наоборот, границы теней не четкие, размытые, мягкие. Для смягчения света обычно используют различные насадки на приборы в виде софт-боксов.

Чтобы закрыть на сегодня тему вспышек, давайте немного вернемся к вопросу синхронизации. Точнее разберем такой важный, для работы со вспышками, момент как - выдержка синхронизации.

Выдержка синхронизации - величина, которая показывает, какое минимальное время данный фотоаппарат может держать шторки затвора полностью открытыми. Обычно, она составляет от 1/30 с до 1/250 с.



Как видно их этой диаграммы, свет от вспышки появляется и сразу затухает. Его импульс длится всего 1/2000 секунды. Быстро? Таким образом, важно понимать, что свет от вспышки мгновенный, а не постоянный.
Затвор состоит из двух шторок, которые закрывают и открывают матрицу. Поэтому для того, чтобы вспышка осветила весь кадр, нужно, чтобы первая шторка затвора полностью поднялась (чтобы свет попал на матрицу по всей площади), а вторая шторка еще не начала опускаться. Именно в этот момент вспышка загорается и освещает весь кадр.

Съемка со вспышкой может проводиться только на выдержках равных или больших, чем выдержка синхронизации. В ином случае, на кадре будет освещена только та полоска изображения, напротив которой находилась щель шторки в момент импульса вспышки.

Итак, выдержка не может быть короче 1/250, а в студии рекомендуется снимать на выдержках не короче 1/125, из-за задержки импульса при беспроводном управлении источниками света (впрочем умные фотографы так и поступают)).

Однако новая технология скоростной синхронизации позволяет осветить кадр по всей площади благодаря нескольким коротким импульсам, совершаемым вспышкой, пока поднимается и опускается затвор. Таким образом, на время съемки вспышка перестает быть мгновенным импульсом и становится продолжительным источником света. Пока затвор двигается, короткие импульсы успевают осветить кадр.



Звучит заманчиво, но за все нужно платить.
При классической синхронизации (с ограничением до 1/250), вспышка – это мгновенный импульс. При скоростной синхронизации – это серия импульсов, из-за которых эффективная мощность вспышки падает.

Коль мы в нашей сегодняшней беседе зацепили немного тему цвета, то давайте рассмотрим еще и цветовые пространства. Вы наверное видели в настройках своего фотоаппарата загадочные аббревиатуры AdobeRGB, ProPhotoRGB или просто sRGB? Так вот это и есть названия цветовых пространств.

Для начала остановимся на вот каком вопросе – что же такое цветовое пространство вообще? Цифровая фотография потому и называется цифровой, что все цвета описаны цифрами. Цветовое пространство – это модель описания цветов. Естественно, что у различных устройств разные возможности по отображению картинки. Скажем, в связке экран фотоаппарата-монитор-принтер присутствуют по сути три разных устройства, каждое из которых показывает картинку по-своему. Наша задача – сделать так, чтобы результат на этих трех устройствах был примерно одинаковым, без сильных колебаний. Для этого и придуманы цветовые пространства. В идеальном случае применение одной модели для всех устройств в описанной выше связке должно дать одинаковую картинку, но в жизни все оказывается не совсем так.

Хотя выбор цветового пространства важен именно при обработке фотографии, часто этот вопрос возникает уже на стадии съемки, поскольку данный параметр можно выбрать внутри камеры. Если вы снимаете в RAW, то вопрос выбора просто не стоит. Цветовое пространство присваивается только после конвертации, а в камере оно используется лишь для генерации превью, которую вы видите на экране. Иными словами, снимок RAW в любом выбранном пространстве будет одинаковым. А вот при съемке в JPG этот параметр учитывается.

Черный контур AdobeRGB, белый sRGB



Как я уже сказал, существует три основные цветовые модели, которые мы расположим в порядке увеличения количества описываемых цветов: sRGB, AdobeRGB, ProPhotoRGB. Казалось бы, чем больше цветов, тем лучше! Ан, нет. Дело тут вот в чем: профиль sRGB был создан, чтобы описать все цвета, которые можно вывести на относительно недорогих мониторах. Этот профиль выглядит более-менее одинаково на всех устройствах вывода. AdobeRGB обладает большим охватом в сине-зеленой и оранжевой области спектра, но увидеть все эти "дополнительные" цвета можно только на дорогих профессиональных мониторах со светодиодной подсветкой. ProPhotoRGB вообще стандарт "на вырост", визуально его "пощупать" нельзя.

Такое разнообразие может привести к неприятным последствиям, так как, выполняя цветокоррекцию, вы рискуете не увидеть результат для некоторых цветов на мониторе и получить полную чехарду при печати на принтерах, которые, наоборот, могут их увидеть. Кроме этого, попытка втиснуть более широкое цветовое пространство в узкие рамки, приводит к заметному искажению цветов на непрофилированных мониторах и при печати в минилабах. Да и не все браузеры поддерживают профили, поэтому в интернете ваши снимки также могут казаться неестественными.

Так какой цветовой моделью всё-таки лучше пользоваться? Какую настройку выставить в камере?
Логика говорит следующее... Если вы делаете снимки для рядового заказчика, у которого нет профессиональной техники и он не собирается никак особо тонко дорабатывать полученные снимки, то ставьте sRGB. Если же вы снимаете изначально зная что снимки будут обрабатываться (постпродакшн) на профессиональном оборудовании позволяющем работать с AdobeRGB, то делайте соответствующий выбор. Что касается ProPhotoRGB - то эта цветовая модель вам может никогда и не понадобиться, но если вас попросят снять именно в ней, то вы думаю знаете где её искать)).

У цвета есть еще одна характеристика, которая вас может заинтересовать. Я говорю про глубину, разрядность цвета.
Разрядность, или глубина цветности, определяет, сколько уникальных оттенков цвета доступны в палитре изображения в терминах количества двоичных 0 и 1, или «бит», используемых для определения каждого цвета. Это не означает, что изображение обязательно использует все эти цвета, а скорее говорит о том, что цвета могут быть описаны с определённым уровнем точности. Для чёрно-белого изображения разрядность определяет количество доступных оттенков серого. Изображения с высокой разрядностью могут использовать больше градаций серого или оттенков цвета, поскольку возможно большее число комбинаций 0 и 1.

Большинство цветных изображений с цифровых камер имеют 8 бит на канал, то есть могут использовать вплоть до восьми 0 и 1. Это позволяет использовать 256 различных комбинаций, транслируемых в 256 различных значений интенсивности для каждого первичного цвета.
Как правило на практике 8 бит хватает с головой, но если вы профессионал или делаете фото для профессионалов. которые серьезно занимаются постобработкой фото, то вам может понадобиться и 16 бит. Но это достаточно редкие случаи.

И напоследок непосредственно о способах получения цвета.

Существует 2 основных способа: Аддитивный и Субтрактивный.




Аддитивный способ, или способ сложения цветов, основанный на трёхцветовой теории зрения, даёт возможность получать все цвета и оттенки с помощью смешения (сложения) в определённых пропорциях трёх основных цветов: красного, зелёного и синего. Так, если одновременно проецировать на экран три различно окрашенных световых потока: красный, зелёный и синий, то соответствующим подбором яркости этих потоков можно получить любой цвет.

В субтрактивном синтезе новый цвет получают наложением одного на другой красочных слоев - желтого, пурпурного и голубого. Синие, зеленые и красные излучения поглощаются этими красками (т.е. последовательно вычитаются из белого света). Поэтому цвет окрашенного участка определяется теми излучениями, которые проходят через все три слоя и попадают в глаз наблюдателя. Желтая, пурпурная и голубая краски - основные (первичные) для субтрактивного синтеза. Субтрактивный синтез цвета - получение цвета в результате вычитания отдельных спектральных составляющих из белого. Такой синтез наблюдается при освещении белым светом цветного оттиска. Свет падает на цветной участок; при этом часть его поглощается (вычитается) красочным слоем, а остальная часть, отражаясь, в виде окрашенного потока попадает в глаз наблюдателя.

Само название цветового синтеза указывает на принцип образования различных цветов. Слово "аддитивный" - слагательный. Субтрактивный способ - вычитательный.

Ну на сегодня хватит...

Продолжение следует...
 
  • Инфо
  • Схожие публикации
  • [Условия копирования материала]     [Пожаловаться]

URL
HTML
BB-Code
  • Поравилась публикация, скажи спасибо, поставь лайк!
  • x
О фото     2385     other    
 

Реклама в этом блоке      
ОписаниеОбъявление над баннерамиБаннер 234х60Ссылка или
Баннер 468х60
Продавецother other other
Расположение Под всеми публикациями (материалами) сайта Под всеми публикациями, раздела "ИМХО" Под всеми материалами и сообщениями пользователя:
Нет материалов
Статистика
(за сегодня)
Счетчик раздела Счетчик не активен
Купить рекламу Купить Не продается Не продается
masterpoll.ru


Комментарии (0)   [ВК комментарии]